Эффективность интерактивных форм обучения в системе Интернет-обучения Гекадем
Пескова Людмила Анатольевна
Общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1].
Решение новых задач, стоящих перед системой образования, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффективность методов обучения? И как определить, какой метод в данной учебной ситуации дает лучшие результаты? Попробуем ответить на эти вопросы.
Дадим общее определение эффективности. Эффективность - это степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы. [2] Т.е. эффективность (E) - это отношение полученного полезного результата (R) к затратам (M), понесенным для достижения этого результата.
E = R / M (1)
Числитель в формуле эффективности обучения - результативность обучающих процессов, качество знаний, удобство обучающей среды. Знаменатель - недостатки методов обучения, неудобство среды обучения, временные затраты.
В количественном виде результаты обучения, как и любой другой социальной реформы, оценить практически невозможно. Модернизация образования, как утверждают реформаторы, преследует цель повысить его качество и сделать его более доступным для широких слоев населения. Но возникает проблема, как оценить изменения.
Существуют методы определения эффективности обучения:
Таким образом, оценка эффективности - это выявление показателей результативности учебного мероприятия, успеваемости и удовлетворенности слушателей, качества знаний.
Эффективность Интернет-обучения
определяется сочетанием пяти ключевых факторов,
позволяющих обучаемым обрабатывать
(анализировать, синтезировать, обобщать,
классифицировать и т.д.) информацию, увеличивать
свою осведомленность, добиваться лучших
результатов работы.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.
Наша работа посвящена эффективности интерактивных форм обучения.
Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, позволяет работать в <зоне ближайшего развития> [4] студента, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы. Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые, т.е. приближаться к естественным условиям дальнейшей деятельности. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов.
Согласно исследованиям психологов, оценивших реальный эффект от интерактивного обучения:
1. интерактивность улучшает
внимание. Повышенное внимание должно улучшать
качество обучения.
2. предоставление обратной связи
учащимся после интерактивного вопроса улучшает
качество обучения.
3. повторное знакомство с учебным
материалом, вызванное неверным ответом на
интерактивный вопрос никак не влияет на качество
обучения. [3]
При оценке эффективности интерактивного метода обучения необходимо использовать как качественные, так и количественные критерии для большей объективности заключений. Для этого нами было проведено исследование в системе Интернет-обучения "Гекадем". В ходе исследования были решены следующие задачи:
Остановимся отдельно на каждой задаче.
К интерактивным методам обучения в системе Гекадем относятся:
Степень усвоения учебного материала
Выполнение контрольных заданий
позволит проконтролировать степень усвоения
учебного материала при обучении в системе и
обратить дополнительное внимание на вопросы,
вызвавшие затруднения у студентов.
Рассмотрим телеконференцию в системе Гекадем,
которая являлась выходным контролем знания в
курсе "История менеджмента". В
телеконференции обсуждались вопросы, которые
должны были выявить качество знания по учебным
материалам этого курса. Студенты могли
высказывать свои мнения по заданным темам и
отвечать на реплики, как студентам, так и
преподавателю. Преподаватель мог направлять
обсуждение в нужное ему русло и тем самым
определять качество усвоенного материала.
Участвуя в телеконференции, студент может
неоднократно давать ответы или реплики по
обсуждаемой проблеме.
На рис. 1 показана активность студентов при
обсуждении темы учебного курса в
телеконференции. В телеконференции участвовало
55 студентов. Большинство студентов (31)
участвовало 1 раз. Не принимало участие в
обсуждении 9 студентов. 8 студентов дали по 2
реплики. Самое большое количество реплик -5 дало 3
студента. Средняя успеваемость по этому учебному
курсу - 4,6. Она была рассчитана по формуле:
U=S/K, (2)
где U- успеваемость, S - сумма всех оценок, исключая
неудовлетворительные оценки, К - количество
учащихся.
Очный опрос оценивает, как студент транслирует
знания, а телеконференция - показывает процесс
формирования знаний у студентов, причем, чем выше
его активность, тем выше уровень знаний.
Рис. 1. Активность студентов при обсуждении темы в телеконференции
Рассмотрим среднюю успеваемость в
рамках этой же дисциплины, но не использующую
интерактивную среду обучения. В течение семестра
студенты прослушали курс лекций и по окончании
сдали очный экзамен. Средняя успеваемость была
4,8, т.е. немного выше.
В ходе очного экзамена преподаватель ограничен
временем, которое у него есть в распоряжении для
опроса одного студента. Обычно очный экзамен
представляет собой диалог преподавателя со
студентом, в ходе которого обсуждается точка
зрения конкретного студента и степень владения
им материалом по данной теме. В ходе
телеконференции преподаватель не ограничен
временем, отведенным на опрос одного студента,
т.к. телеконференция представляет собой полилог,
в котором могут участвовать как все студенты
данной группы, так и преподаватель. Одним из
преимуществ Интернет-обучения заключается в том,
что имеется запись всех дискуссий и эту запись
можно анализировать. По этой записи можно
выяснить активность студентов в обсуждениях,
рассматривать взаимодействие участников
дискуссии, правильность ответов. При оценивании
учитывается большее число критериев ответа или
реплик:
Рассмотрим еще один учебный курс -
"Информатика". Одна группа студентов
обучалась в обычной очной среде обучения, а
вторая - в интерактивной, в системе Гекадем.
Рассмотрим среднюю успеваемость в рамках этих
сред обучения. В течение семестра по очной форме
обучения студенты прослушали курс лекций,
занимались на практических занятиях и по
окончании сдавали очный экзамен. Средняя
успеваемость была 4,03.
Студенты в системе Гекадем изучали эту учебную
дисциплину в свободном графике, ограниченном
рамками учебного плана семестра. Формами
контроля знаний после каждой темы учебного курса
у них были: телеконференция или индивидуальный
файл с заданием. Средняя успеваемость по этой
учебной дисциплине была 3,45.
Вывод: Чем больше критериев оценивается, тем
объективнее оценка.
Телеконференция позволяет контролировать не
только уровень знаний, но и степень понимания
студентами поставленных в ней проблем.
Анализ вовлеченности студентов в
телеконференцию, показатели динамики получения
оценок подтверждают индивидуализирование
процесса обучения по учебному курсу "История
менеджмента". Анализируя степень участия,
неучастия студентов в различных блоков данного
курса мы увидели, что чем больше студентов не
участвует в обсуждении данной темы, тем ниже
понимание (и оценка) у тех, кто участвует в
обсуждении. Это наглядно показано в таблице 1 и на
рис. 2
Таблица 1
Учебные блоки | Средняя успеваемость | Кол-во реплик | Кол-во участников телеконференции |
1 блок | 4,22 | 81 | 47 |
2 блок | 4,20 | 82 | 45 |
3 блок | 3,96 | 59 | 42 |
4 блок | 3,49 | 57 | 37 |
Рис.2. Зависимость успешного выполнения выходного контроля по курсу "История менеджмента" от степени вовлеченности всей учебной группы в регулярное участие в телеконференцию (усредненные данные за время прохождения студентами этого курса)
Среднее время, затраченное на изучение учебного курса
Использование интерактивных форм обучения позволяет существенно сократить время на изучение курса. Изложение учебного материала и устранения необходимости в рутинной работе по конспектированию учебного материала существенно сокращает временные затраты. Осуществляется полная индивидуализация обучения. Темп работы выбирает сам обучаемый в соответствии со своей подготовкой и психологическими особенностями. Разность в скорости работы обучаемых может достигать 15-20 процентов и более.
Выигрыш по времени для преподавателя
По данным, полученным на основе анализа работы преподавателей-тьюторов в системе Гекадем, время, затраченное на проверку контроля знаний интерактивных форм обучения в 6 раз меньше, чем без использования этих форм. В системе существует возможность ведения статистики оценок, полученных обучаемыми, позволяет непрерывно и гибко управлять процессом обучения. Система позволяет преподавателю:
Все это существенно экономит время преподавателя-тьютора на сопровождение учебного курса.
Выигрыш в объеме и разнообразии информации
Информация, представленная в виде
учебного материала, определяет весь учебный
процесс. Учебный материал курса в системе
Гекадем разбивается на учебные блоки, их
количество, размеры и содержание никак не
регламентируется, но рекомендуется
придерживаться программы курса. Файлы с
подготовленным учебным материалом курса по
соответствующей теме могут быть в любом формате:
например, документы в формате Word или pdf,
презентации, таблицы Excel, графические
иллюстрации и т.д.
Несомненно, самой оптимальной формой учебного
материала для Интернет-обучения является
гипертекст. Его структура может быть сложной, и
содержать сколь угодно поддиректорий.
Использование современных средств
информационных технологий (гипертекста,
мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной
реальности и др.) делает учебную информацию
выразительной и наглядной. Здесь также могут
быть ссылки на Интернет-сайты.
Хорошо структурированный
преподавателем-разработчиком учебный курс,
позволяет извлекать необходимый учебный
материал в процессе обучения, и дает возможность
получать дополнительную информацию из других
источников.
Эффективность контроля знаний
Эффективность контроля знаний зависит от
разнообразия форм входного и выходного контроля
знаний. Это и телеконференции, и on-line тесты, и
групповые проекты.
Рассмотрим один из блоков учебного курса
"Основы менеджмента", который преподается в
системе разными преподавателями. Эти
преподаватели используют различные виды
контроля знаний. Один преподаватель использует
on-line тесты, а другой - индивидуальные файлы с
заданиями.
Студентам предлагалось изучить учебный материал
и выполнить выходной контроль знаний, при этом
его действия контролируются и анализируются
преподавателем-тьютором. В конце работы, в случае
on-line теста, система сообщает студенту о
количестве допущенных ошибок и оценку теста, в
случае файла с заданием - обучаемый получает от
тьютора сообщение о характере допущенных ошибок
и оценку своей работы. Посмотрим на успеваемость
студентов. Ее мы рассчитывали по формуле (2).
Из рис.3 видно, что средняя успеваемость
студентов выполнявших on-line тест выше, чем у
студентов, выполнявших индивидуальный файл с
заданием.
Рис. 3. Средняя успеваемость студентов,
использующих on-line тесты и файлы с заданиями.
Рассмотрим показатели времени, затрачиваемые на изучение учебного материала данного учебного блока. В системе учитывается количество раз, которое студент заходил на страницу с файлами учебного материала. На рис. 4 среднее число заходов на станицу с учебным материалом студентов, выполнявших on-line тест 2 раза меньше, чем у студентов, выполнявших работу с файлами-заданиями.
Рис.4. Среднее число заходов на станицу с учебным
материалом
Вернемся к формуле эффективности (1).
Проанализируем достоинства и недостатки среды
обучения. В данном эксперименте средой обучения
является система Интернет-обучения
"Гекадем". Рассмотрим телеконференцию,
которая проводилась в рамках курса "Введение в
Интерне-обучение" в системе Гекадем. Студентам
предлагалось обсудить достоинства и недостатки
системы. По итогам этого обсуждения нами были
выявлены следующие критерии:
Достоинства
Рис. 5. Достоинства системы Интернет-обучения
"Гекадем"
Недостатки
Рис. 6. Недостатки системы Интернет-обучения "Гекадем"
На диаграмме 7 наглядно показано, что соотношение достоинств и недостатков системы Гекадем склоняется в пользу достоинств.
Рис. 7. Достоинства и недостатки системы Интернет-обучения "Гекадем"
Литература: