Организация обучения в системе дифференцированного Интернет-обучения ГЕКАДЕМ
Пескова Людмила Анатольевна
Развитие компьютерных и
телекоммуникационных технологий значительно
изменило многие сферы деятельности человека,
позволив перейти от локальной модели
взаимоотношений между людьми к распределенной
дистанционной, при использовании которой
возможно общение пользователей на значительном
удалении друг от друга. Одной из таких сфер
деятельности, использующей все преимущества
современных информационных технологий, является
образование, которое благодаря
Интернет-технологиям получило возможность стать
дистанционным [1,3].
Дистанционное образование становится все более
актуальным. Потребителями сервисов
дистанционного Интернет-обучения являются как
домашние, так и корпоративные пользователи. В
последнее время все большее число корпоративных
пользователей выбирают дистанционное
Интернет-обучение в качестве альтернативы
традиционным методам подготовки/переподготовки.
Применение информационных технологий в
образовании (по заочной или дневной форме
обучения) должно быть комплексным, его главная
задача - сформировать единое информационное
пространство обучения [2].
В настоящее время в России ведутся работы по
развитию Интернет образования. Довольно
популярны сайты, на которых размещаются учебные
курсы в формате гипертекста [4]. Cоздаются системы,
призванные поддерживать полностью учебный
процесс в образовании. Например, система
"Прометей" [5]- программная оболочка, которая
не только обеспечивает дистанционное обучение и
тестирование слушателей, но и позволяет
управлять деятельностью виртуального учебного
заведения. Но она для формирования курсов не
работает в Интернет, а является автономной
программой, устанавливаемой на локальном
компьютере.
Представляет интерес система "Аванта",
разработанная во Владивостокском
государственном университете экономики и
сервиса [6]. Эта система поддерживает разработку
сетевых курсов и реализована в Интернет.
Настоящая статья посвящена организации
Интернет-обучения в дифференцированной системе
ГЕКАДЕМ.
Система разработана в лаборатории
информационных технологий Байкальского
института бизнеса и международного менеджмента
Иркутского государственного университета
(зарегистрирована в Российском агентстве по
патентам и товарным знакам (Роспатент),
свидетельство об официальной регистрации
программы для ЭВМ ?2001611742).
Система ГЕКАДЕМ может быть использована как для
организации дистанционного обучения (второе
высшее образование, повышение квалификации
персонала предприятий), так и для повышения
эффективности классического дневного
образования.
Для успешного дистанционного обучения
необходима тесная связь между преподавателем и
студентами.
В системе "Гекадем" эта связь реализована в
подсистемах "Студент" и "Тьютор".
Рис. 1. Взаимодействие подсистем
Рассмотрим подробнее эти подсистемы.
Общие принципы реализации этих подсистем
дистанционного обучения в среде Интернет таковы.
Первая страница представляет основную, общую
информацию о подсистеме и дает возможность
зарегистрированным пользователям пройти дальше,
а тем, кто не имеет доступа, предоставляется
возможность зарегистрироваться, т.е. заполнить
регистрационные формы.
Основными разделами, находящимися
преимущественно на второй странице подсистем
являются: информационный раздел, каталог учебных
программ и курсов (для студентов).
Информационный раздел предназначен для
знакомства пользователей с ресурсами
подсистемы. Он дает возможность:
В разделе "Учебные курсы"
предоставляется список программ/курсов для
изучения и список пройденных курсов.
Подсистема "Тьютор"
Тьютор - это преподаватель-консультант, ведущий
учебный процесс в дистанционной форме и
выполняющий одновременно функции преподавателя,
консультанта и организатора (менеджера) учебного
процесса.
Специфика дистанционного обучения (краткость
занятий, их интенсивный характер, работа с
компьютером) предъявляет к
преподавателю-тьютору требования, которые
существенно отличаются от традиционных, как по
личным качествам, так и по образу ведения
занятий.
Подсистема "Тютор" позволяет преподавателю
удобно реализовывать все необходимые требования
сопровождения дистанционного курса. Он имеет
возможность контролировать процесс изучения
курса каждого студента, оценивать выполненные им
индивидуальные задания, его работу в семинарах и
при необходимости оказывать ему помощь или
давать совет.
Принципиально важна организация интерактивного
обучения, вовлечение студентов в активное
обучение. Необходимо анализировать результаты
усвоения материала при различных видах занятий.
Тьютор может проводить общий анализ данных по
изучению конкретного курса. Работа тьютора
протоколируется в системе, что дает возможность
руководству ее контролировать.
Помимо проверки заданий, тьютор со страницы
подсистемы может общаться со студентом не только
через электронную почту, но и возможность
отправить краткие сообщения по конкретному
заданию.
Тесты Online проверяются автоматически, но тьютор
может посмотреть "Листинг" ответов любого
студента, и порекомендовать ему на какие темы
данного курса ему следует обратить большее
внимание.
Со страницы подсистемы "Тьютор" можно
посмотреть:
Подсистема "Студент"
В подсистему обучения также организован
санкционированный доступ для студентов. Свое
обучение студент начинает с выбора пути изучения
из числа рекомендуемых преподавателем. В
соответствии с методикой обучения студент
последовательно изучает блоки, при этом он
наглядно видит пройденный путь, может
просмотреть свои результаты по любому блоку,
который он уже изучил, и реально работает с
текущим учебным блоком курса.
Процесс обучения настраивается в зависимости от
категории обучающихся, уровня их подготовки.
Существенным элементом обучения является
контроль знаний. Каждый учебный блок может
сопровождаться входным и выходным контролем
знаний.
Студент допускается к изучению последующего
блока только после успешной сдачи входного или
выходного контроля.
Процедурами контроля знаний могут быть
конкретные задания, участие в общей дискуссии
(семинар), специально разработанные тесты, в том
числе и тесты в реальном времени.
Разработанная система Интернет-обучения ГЕКАДЕМ
позволяет всем группам пользователей системы
свободно работать в удобное для них время в
удобном месте. Требования к работе клиента
минимальны: доступ в Интернет и наличие
программы просмотра гипертекста в Интернет. В
ней заполняются формы, по которым затем уже на
сервере приложений формируется запрос к базе
данных, и затем пользователь в ней же
просматривает результат обработки запроса.
Литература