|
|
ТЕОРИЯ | АРХИТИКТУРА СИСТЕМЫ | ПУБЛИКАЦИИ |
Задачи системы дифференцированного обучения В соответствии с общей методологией решения больших задач следует на основе анализа основной задачи выделить составляющие ее подзадачи. Для решения основной задачи - обеспечить качественное дифференцированное (индивидуальное) обучение - такими подзадачами будут:
Система дифференцированного обучения обеспечивает работу и поддерживает авторизованный доступ к своим ресурсам в соответствии с полномочиями следующих групп пользователей:
Проектирование системы дифференцированного обучения Проведем анализ системы дифференцированного обучения, придерживаясь принципов объектно-ориентированного подхода. Для этого выделим основные классы объектов, события, которые могут произойти в системе, и методы обработки событий для классов. Выделим в модели два вида классов объектов: обеспечивающие процесс обучения и действующие в процессе обучения и представляющие пользователей системы. В соответствие с KFS-моделью учебного курса основным объектом в системе будет учебный элемент (блок). Для учебного элемента определены следующие атрибуты:
Учебные элементы входят в состав объекта - контейнера - слой учебного курса, который имеет следующие свойства:
Слои учебного курса составляют объект-контейнер учебный курс, который имеет следующие атрибуты:
Концептуально-логическая модель учебного курса представлена на рис.1. Фрактальный характер KFS-модели представления знаний наглядно демонстрируется при переходе с уровня учебного курса на следующий уровень - в данном случае всей системы дифференцированного обучения. Для организации работы и управления системой дифференцированного обучения используется та же KFS-модель, а разработчиками такой модели в данном случае является руководство системы обучения. Роль учебных элементов выполняют либо циклы предметов на верхних слоях детализации системы, либо отдельные курсы, дальнейшая детализация нецелесообразна, но возможен переход в систему высшего уровня. Рис. 1. Концептуально-логическая модель учебного курса. Информационные связи между элементами указывают порядок изучения курсов. Входной контроль определяется руководством системы и носит обычно организационный характер, и выходной контроль является аттестацией курса, процедуру которой определяет руководство. Полученные пути изучения представляют собой конкретные учебные программы. Очевидно, что граф для этой модели не будет особенно сложным, и руководство вправе рассматривать отдельные курсы и формировать из них программы, но подобная организация существенно систематизирует работу всей системы дифференцированного обучения. Архитектура "клиент -сервер" Архитектура системы дифференцированного обучения, основанная на описанной концептуально-логической модели должна определять основные компоненты программно-инструментальной системы дифференцированного обучения, ориентированные на разные категории пользователей: разработчиков курсов, студентов, преподавателей, сопровождающих курс, администрацию. При этом должно формироваться единое информационное пространство деятельности учебного заведения, в котором будут проходить все этапы учебного процесса. Очевидно, что работа носит распределенный характер и, следовательно, основой работы является распределенная обработка данных. Распределенная обработка данных реализуется в компьютерных сетях и требует определенной дисциплины взаимодействия. В настоящее время общепринятым стандартом такого взаимодействия стала технология клиент-сервер. Для системы дифференцированного обучения через Интернет обосновывана трехзвенная аорхитектура "клиент-сервер приложений - сервер баз данных". Общая схема работы всех групп пользователей системы дифференцированного обучения с трехзвенной архитектурой "клиент - сервер" представлена на рис. 2. Технология Интернет-обучения должна обеспечивать возможность работать с любого рабочего места, подключенного к Интернет. Программа - клиент должна предъявлять минимальные требования к оборудованию и оснащению рабочего места пользователя системы. Поэтому в качестве программы-клиента в системе работает стандартный Интернет -браузер, сервер приложений обеспечивает формирование запросов к серверу баз данных и обработку результатов, а сервер баз данных обеспечивает надежное хранение разнородной информации, поддерживая целостность данных. Основой для реализации системы служит именно сервер базы данных. Сервер баыз данных Рассмотрим программные средства реализации концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения. Для реализации концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения через Интернет-сервер баз данных должен выполнять следующие функции: работать с языком запросов SQL; поддерживать хранение сложных объектов, а не только атомарные значения; обеспечивать надежность хранения и целостность данных в соответствии с заложенными в саму базу данных правилами; обеспечивать доступ к информации об объекте за весь период его существования. Кроме того, немаловажным качеством для технологии обучения является открытость и доступность для потенциальных пользователей системы. Таким требованиям отвечает реляционная или постреляционная система управления базами данных. Для реализации сервера базы данных системы дифференцированного Интернет - обучения была выбрана постреляционная система управления базами данных Postgres. Она позволяет эффективно реализовать концептуально-логическую модель данных системы. Сервер приложений системы дифференцированного обучения Сервер приложений должен обеспечить эффективную реализацию методов концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения через Интернет. Эти операции можно свести к формированию соответствующих запросов к базе данных и обработки их результатов. В работе приводится краткий анализ имеющихся средств, обеспечивающих такое взаимодействие и обосновывается выбор в качестве средства разработки сервера приложений скрипт-языка PHP. Рис. 2. Архитектура системы дифференцированного обучения. |
|