Эффективность интерактивных форм обучения в системе Интернет-обучения Гекадем

Пескова Людмила Анатольевна

Общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1].

Решение новых задач, стоящих перед системой образования, связано с созданием и использованием наиболее эффективных методов обучения и воспитания учащихся. Речь идет о методах, активизирующих обучаемых, побуждающих их к самостоятельной и творческой деятельности. Но что такое большая или меньшая эффективность методов обучения? И как определить, какой метод в данной учебной ситуации дает лучшие результаты? Попробуем ответить на эти вопросы.

Дадим общее определение эффективности. Эффективность - это степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы. [2] Т.е. эффективность (E) - это отношение полученного полезного результата (R) к затратам (M), понесенным для достижения этого результата.

E = R / M                                                                                             (1)

Числитель в формуле эффективности обучения - результативность обучающих процессов, качество знаний, удобство обучающей среды. Знаменатель - недостатки методов обучения, неудобство среды обучения, временные затраты.

В количественном виде результаты обучения, как и любой другой социальной реформы, оценить практически невозможно. Модернизация образования, как утверждают реформаторы, преследует цель повысить его качество и сделать его более доступным для широких слоев населения. Но возникает проблема, как оценить изменения.

Существуют методы определения эффективности обучения:

  1. метод экспертного оценивания в виде анкетирования;
  2. экспериментальное изучение динамики успеваемости учащихся при освоении ими знаний;
  3. 3.собеседование с участниками, как индивидуальные, так и групповые;
  4. 4. социологические исследования с использованием сочетания анализа и собеседования;
  5. 5. компьютерный сбор данных;
  6. 6. методики структурно-параметрической идентификации оценки качества обучения. Согласно этой методике, построение модели состоит из двух этапов: вначале проводится эвристическое конструирование самой модели, а затем выполняется параметрическая идентификация.

Таким образом, оценка эффективности - это выявление показателей результативности учебного мероприятия, успеваемости и удовлетворенности слушателей, качества знаний.

Эффективность Интернет-обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым обрабатывать (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и т.д.) информацию, увеличивать свою осведомленность, добиваться лучших результатов работы.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.

Наша работа посвящена эффективности интерактивных форм обучения.

Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, позволяет работать в <зоне ближайшего развития> [4] студента,  заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы. Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые, т.е. приближаться к естественным условиям дальнейшей деятельности. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов.

Согласно исследованиям психологов, оценивших реальный эффект от интерактивного обучения:

1.    интерактивность улучшает внимание. Повышенное внимание должно улучшать качество обучения.
2.    предоставление обратной связи учащимся после интерактивного вопроса улучшает качество обучения.
3.    повторное знакомство с учебным материалом, вызванное неверным ответом на интерактивный вопрос никак не влияет на качество обучения. [3]

При оценке эффективности интерактивного метода обучения необходимо использовать как качественные, так и количественные критерии для большей объективности заключений. Для этого нами было проведено исследование в системе Интернет-обучения "Гекадем". В ходе исследования были решены следующие задачи:

Остановимся отдельно на каждой задаче.

К интерактивным методам обучения в системе Гекадем относятся:

Степень усвоения учебного материала    

Выполнение контрольных заданий позволит проконтролировать степень усвоения учебного материала при обучении в системе и обратить дополнительное внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у студентов.

Рассмотрим телеконференцию в системе Гекадем, которая являлась выходным контролем знания в курсе "История менеджмента". В телеконференции обсуждались вопросы, которые должны были выявить качество знания по учебным материалам этого курса. Студенты могли высказывать свои мнения по заданным темам и отвечать на реплики, как студентам, так и преподавателю. Преподаватель мог направлять обсуждение в нужное ему русло и тем самым определять качество усвоенного материала.

Участвуя в телеконференции, студент может неоднократно давать ответы или реплики по обсуждаемой проблеме.
На рис. 1 показана активность студентов при обсуждении темы учебного курса в телеконференции. В телеконференции участвовало 55 студентов. Большинство студентов (31) участвовало 1 раз. Не принимало участие в обсуждении 9 студентов. 8 студентов дали по 2 реплики. Самое большое количество реплик -5 дало 3 студента. Средняя успеваемость по этому учебному курсу - 4,6. Она была рассчитана по формуле:

U=S/K, (2)

где U- успеваемость, S - сумма всех оценок, исключая неудовлетворительные оценки, К - количество учащихся.

Очный опрос оценивает, как студент транслирует знания, а телеконференция - показывает процесс формирования знаний у студентов, причем, чем выше его активность, тем выше уровень знаний.

image001.gif (4175 bytes)

Рис. 1. Активность студентов при обсуждении темы в телеконференции

Рассмотрим среднюю успеваемость в рамках этой же дисциплины, но не использующую интерактивную среду обучения. В течение семестра студенты прослушали курс лекций и по окончании сдали очный экзамен. Средняя успеваемость была 4,8, т.е. немного выше.

В ходе очного экзамена преподаватель ограничен временем, которое у него есть в распоряжении для опроса одного студента. Обычно очный экзамен представляет собой диалог преподавателя со студентом, в ходе которого обсуждается точка зрения конкретного студента и степень владения им материалом по данной теме. В ходе телеконференции преподаватель не ограничен временем, отведенным на опрос одного студента, т.к. телеконференция представляет собой полилог, в котором могут участвовать как все студенты данной группы, так и преподаватель. Одним из преимуществ Интернет-обучения заключается в том, что имеется запись всех дискуссий и эту запись можно анализировать. По этой записи можно выяснить активность студентов в обсуждениях, рассматривать взаимодействие участников дискуссии, правильность ответов. При оценивании учитывается большее число критериев ответа или реплик:

Рассмотрим еще один учебный курс - "Информатика". Одна группа студентов обучалась в обычной очной среде обучения, а вторая - в интерактивной, в системе Гекадем. Рассмотрим среднюю успеваемость в рамках этих сред обучения. В течение семестра по очной форме обучения студенты прослушали курс лекций, занимались на практических занятиях и по окончании сдавали очный экзамен. Средняя успеваемость была 4,03.

Студенты в системе Гекадем изучали эту учебную дисциплину в свободном графике, ограниченном рамками учебного плана семестра. Формами контроля знаний после каждой темы учебного курса у них были: телеконференция или индивидуальный файл с заданием. Средняя успеваемость по этой учебной дисциплине была 3,45.

Вывод: Чем больше критериев оценивается, тем объективнее оценка.

Телеконференция позволяет контролировать не только уровень знаний, но и степень понимания студентами поставленных в ней проблем.

Анализ вовлеченности студентов в телеконференцию, показатели динамики получения оценок подтверждают индивидуализирование процесса обучения по учебному курсу "История менеджмента". Анализируя степень участия, неучастия студентов в различных блоков данного курса мы увидели, что чем больше студентов не участвует в обсуждении данной темы, тем ниже понимание (и оценка) у тех, кто участвует в обсуждении. Это наглядно показано в таблице 1 и на рис. 2

Таблица 1

Учебные блоки Средняя успеваемость Кол-во реплик Кол-во участников телеконференции
1 блок 4,22 81 47
2 блок 4,20 82 45
3 блок 3,96 59 42
4 блок 3,49 57 37

image002.gif (2615 bytes)

Рис.2. Зависимость успешного выполнения выходного контроля по курсу "История менеджмента" от степени вовлеченности всей учебной группы в регулярное участие в телеконференцию (усредненные данные за время прохождения студентами этого курса)

Среднее время, затраченное на изучение учебного курса

Использование интерактивных форм обучения позволяет существенно сократить время на изучение курса. Изложение учебного материала и устранения необходимости в рутинной работе по конспектированию учебного материала существенно сокращает временные затраты. Осуществляется полная индивидуализация обучения. Темп работы выбирает сам обучаемый в соответствии со своей подготовкой и психологическими особенностями. Разность в скорости работы обучаемых может достигать 15-20 процентов и более.

Выигрыш по времени для преподавателя

По данным, полученным на основе анализа работы преподавателей-тьюторов в системе Гекадем, время, затраченное на проверку контроля знаний интерактивных форм обучения в 6 раз меньше, чем без использования этих форм. В системе существует возможность ведения статистики оценок, полученных обучаемыми, позволяет непрерывно и гибко управлять процессом обучения. Система позволяет преподавателю:

Все это существенно экономит время преподавателя-тьютора на сопровождение учебного курса.

Выигрыш в объеме и разнообразии информации

Информация, представленная в виде учебного материала, определяет весь учебный процесс. Учебный материал курса в системе Гекадем разбивается на учебные блоки, их количество, размеры и содержание никак не регламентируется, но рекомендуется придерживаться программы курса. Файлы с подготовленным учебным материалом курса по соответствующей теме могут быть в любом формате: например, документы в формате Word или pdf, презентации, таблицы Excel, графические иллюстрации и т.д.

Несомненно, самой оптимальной формой учебного материала для Интернет-обучения является гипертекст. Его структура может быть сложной, и содержать сколь угодно поддиректорий.

Использование современных средств информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает учебную информацию выразительной и наглядной. Здесь также могут быть ссылки на Интернет-сайты.
Хорошо структурированный преподавателем-разработчиком учебный курс, позволяет извлекать необходимый учебный материал в процессе обучения, и дает возможность получать дополнительную информацию из других источников.

Эффективность контроля знаний

Эффективность контроля знаний зависит от разнообразия форм входного и выходного контроля знаний. Это и телеконференции, и on-line тесты, и групповые проекты.

Рассмотрим один из блоков учебного курса "Основы менеджмента", который преподается в системе разными преподавателями. Эти преподаватели используют различные виды контроля знаний. Один преподаватель использует on-line тесты, а другой - индивидуальные файлы с заданиями.
Студентам предлагалось изучить учебный материал и выполнить выходной контроль знаний, при этом его действия контролируются и анализируются преподавателем-тьютором. В конце работы, в случае on-line теста, система сообщает студенту о количестве допущенных ошибок и оценку теста, в случае файла с заданием - обучаемый получает от тьютора сообщение о характере допущенных ошибок и оценку своей работы. Посмотрим на успеваемость студентов. Ее мы рассчитывали по формуле (2).

Из рис.3 видно, что средняя успеваемость студентов выполнявших on-line тест выше, чем у студентов, выполнявших индивидуальный файл с заданием.

image003.gif (2261 bytes)
Рис. 3. Средняя успеваемость студентов, использующих on-line тесты и файлы с заданиями.

Рассмотрим показатели времени, затрачиваемые на изучение учебного материала данного учебного блока. В системе учитывается количество раз, которое студент заходил на страницу с файлами учебного материала. На рис. 4 среднее число заходов на станицу с учебным материалом студентов, выполнявших on-line тест 2 раза меньше, чем у студентов, выполнявших работу с файлами-заданиями.

image004.gif (2561 bytes)

Рис.4. Среднее число заходов на станицу с учебным материалом

Вернемся к формуле эффективности (1). Проанализируем достоинства и недостатки среды обучения. В данном эксперименте средой обучения является система Интернет-обучения "Гекадем". Рассмотрим телеконференцию, которая проводилась в рамках курса "Введение в Интерне-обучение" в системе Гекадем. Студентам предлагалось обсудить достоинства и недостатки системы. По итогам этого обсуждения нами были выявлены следующие критерии:

Достоинства

image005.gif (5419 bytes)

Рис. 5. Достоинства системы Интернет-обучения "Гекадем"

Недостатки

image006.gif (4279 bytes)

Рис. 6. Недостатки системы Интернет-обучения "Гекадем"

На диаграмме 7 наглядно показано, что соотношение достоинств и недостатков системы Гекадем склоняется в пользу достоинств.

image007.gif (3216 bytes)

Рис. 7. Достоинства и недостатки системы Интернет-обучения "Гекадем"

Литература:

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М.: НИИВО, 1998. -322 с.
  2. Пешков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.
  3. Алексей Корольков. По материалам ELearning Magazine. http://www.websoft.ru/db/wb/6EAE351098FD6DADC3256C2400258644/doc.html
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр.соч. Т.2. М., 1982.