Некоторые особенности методики применения информационных технологий в бизнес-образовании.

Курганская Галина Сергеевна
Байкальский учебный комплекс
Иркутский государственный университет
г.Иркутск
e-mail: galina@buk.irk.ru

Изменения в современном мире происходят столь стремительно, что не понимая их сути и тенденций невозможно эффективно использовать ежеминутно возникающие возможности и средства, а иногда и просто вовремя понять ситуацию и адаптироваться в ней. В большей степени это относится ко всем сферам управления экономики и социальной активности соответственно в первую очередь к бизнес- образованию.

Многочисленные перемены во всех сферах жизни не могут быть объяснены только на языке политических либо экономических терминов. Они связаны со столь же глубокими изменениями в жизни семьи, в экономике, технологии, культуре и системе ценностей. Определяющая характеристика происходящих перемен - их темп. События следуют одно за другим и на всем можно заметить печать ускорения, например, в средствах и методах обучения. Перемены и преобразования, грозящие повсеместно захлестнуть человека, часто приводят к дезориентации руководителей, бизнесменов, преподавателей.

Чтобы управлять фирмой, предприятием или страной в этот период быстрых перемен, разочарования и почти братоубийственных конфликтов в обществе, необходимо найти единый подход к пониманию двадцать первого столетия. Следует попытаться разработать некоторую "систему координат" для представления происходящих перемен. Только в рамках этой система координат можно приступать к осуществлению практических шагов по осознанию грандиозных перемен. И только тогда появляется возможность управлять ими, а не становиться их жертвами.

На наших глазах рождается новая цивилизация, но люди слепы и повсеместно пытаются подавить пробивающиеся то тут, то там ростки ее. Эта новая цивилизация несет с собой другие формы труда и самой жизни, новую экономику, и более того, столь же измененное сознание.

К настоящему времени род человеческий пережил две великие волны глобальных перемен, каждая из которых в основном смыла предшествующие культуры или цивилизации, породив на их месте новый образ жизни, непостижимый для тех, кто жил раньше. Первая волна перемен - аграрная революция - захватила тысячелетия. Вторая волна становление индустриальной цивилизации - заняла около трех столетий. Сегодня исторические перемены происходят куда более быстрыми темпами и похоже, что третья волна пронесется по нашей истории за несколько десятилетий.

Информация становится основой жизни и экономики, а следовательно и объектом любого бизнеса. Но при этом следует учитывать новый характер этого товара. Информация при использовании не изнашивается, наоборот при правильном употреблении ее ценность растет, и при передаче, точнее копировании ее другому лицу, владелец ничего не теряет. Эти принципиально новые свойства еще не до конца проявились, но мы видим порожденные ими тенденции на примере бурного развития INTERNET.

Производство и распространение информации сегодня стало центральной производительной силой в деятельности человечества. От всемирных финансовых рынков до все проникающего распространения новостей по CNN, революция в генной инженерии и новый подход к проектированию и созданию устройств - буквально повсюду мы становимся свидетелями того, как информационная революция изменяет картину, темп и саму основу нашей жизни. И естественно, обучение и преподавание должно опережать жизнь хотя бы на шаг. Мы должны использовать принципиально новые методики преподавания: обучающие программы, использующие виртуальную реальность, дистанционное обучение. Причем особенно важна целостность процесса обучения, единое информационное пространство, в котором живет и учится студент. Новые информационные технологии в обучении исключают фрагментарное и эпизодическое использование компьютерных средств в обучении отдельных предметов, они требуют единого подхода к преподаванию разных дисциплин, освоение глобальных информационных ресурсов через INTERNET.

Попытаемся представить особенности применения современных информационных технологий при подготовке специалистов и общие требования к обучению.

1. Условия обучения:

2. Информационные ресурсы:

3. Учебные курсы цикла информационных технологий:

Конечно этот перечень существенно зависит от специфики и может быть предметом дискуссии, но несомненно наличие таких курсов в университетской программе.

Байкальский учебный комплекс ИГУ, понимая важность этих задач, постоянно работает в этом направлении. Мы это можем видеть на примере жизни нашего факультета. Думается, было бы полезным взглянуть на методы обучения, нашу материальную базу, технологию управления с этой точки зрения. Техническую базу комплекса прежде всего формирует локальная сеть, схема которой представлена ниже. Все студенты и сотрудники имеют прямой выход в INTERNET и пользуются услугами электронной почты, BBS. Это обеспечивает качественно новый уровень в изучении всех дисциплин, поиск нужных материалов перестал быть проблемой . Уже в этом году один курс американской программы был дистанционным.

На факультете уже второй год открыто отделение дистанционного обучения а по дистанционной программе и для студентов этого отделения подготовлены учебные материалы по всем основным курсам, и сейчас наша задача разработать на их основе обучающие программы дистанционного обучения. Для студентов 2 и 5 курсов читаются спецкурсы по теоретическим основам информационных технологий.