Организация коллективной работы в Интернет

Курганская Г.С., Пескова Л.А., Юдалевич Н.В.
Иркутский государственный университет

Сегодня Интернет является необходимым инструментом интеллектуальной активности во всех сферах жизни, который позволяет вести двусторонний обмен информацией , отложенный и в реальном времени; общие дискуссии , отложенные и в реальном времени; обеспечивает открытый доступ к общей информационным и другим ресурсам.
Но на текущий момент особенно актуальной стала способность Интернет быть активной средой деятельности. Если на первом этапе истории Интернет основным был обмен готовой информацией, или поиск готовой, или публикация готовой информации, то сейчас сам процесс формирования знаний перемещается в Интернет. 
И здесь, на наш взгляд, можно выделить две тенденции:

Что касается организации совместной работы в Интернет, то, очевидно, это направление является логическим продолжением и развитием соответствующих средств корпоративных информационных систем, работающих в локальной сети. Можно привести многочисленные примеры инструментальных систем для организации совместной работы, например:

LOTUS NOTES представляет собой мощную информационную систему для больших корпораций и позволяет обеспечивать взаимодействие на разных уровнях на основе автоматизированного документооборота. Пользователями системы являются ряд крупных банков и корпораций.

MS Project 2000 - это уже шестая версия приложения для операционной системы MS Windows, являющегося наиболее популярным на сегодняшний день средством управления проектами С приложением работают пользователи самых разных категорий - от рядовых офисных сотрудников до профессиональных менеджеров проектов. MS Project 2000 позволяет сотрудникам компании осуществлять совместное планирование и контроль проектов, а также организовывать свою работу для удовлетворения специфических требований предприятия. 

MS NetMeeting - это продукт, предоставляющий наиболее полное решение для проведения конференций по сети Интернет и корпоративным сетям Интранет. Мощные возможности позволяют общаться с помощью и звука, и видео, работать совместно с почти любым приложением MS Windows, обмениваться графикой на электронной доске, передавать файлы.

Системы, приведенные выше, хотя и поддерживают разные формы совместной деятельности, но, поскольку в первую очередь они ориентированы на традиционные, и даже более того, бюрократические схемы управления и взаимодействия, то, конечно, всех вопросов не решают, особенно в сфере творческой деятельности.

Представляются интересными попытки создать среду открытой совместной работы в Интернет. Организация совместной работы в группах является классической проблемой обучения, здесь наработаны многочисленные методики формирования знаний в группах, и поэтому понятно, что в настоящий момент весьма активно ведется работа по переносу обучающей групповой работы в Интернет [2] . При этом подходы могут быть совершенно разные - творческая работа детей дошкольного возраста , организация конкурсов и соревнований и т.п. [3]

В Иркутском Государственном университете создана и работает система дифференцированного Интернет -обучения ГЕКАДЕМ, которая позволяет обеспечить современный уровень обучения в учебных заведениях и учебных центрах на основе применения современных телекоммуникаций и информационных технологий [4]. Средствами системы ГЕКАДЕМ можно эффективно решить задачи управления образовательной деятельностью, разработки адаптивных учебных курсов, их развития, индивидуального контролируемого обучения и анализа учебного процесса. [5]. 

Система построена на основе авторской модели представления знаний учебного курса, которая позволяет организовать дифференцированное, индивидуальное обучение по Интернет- курсу.
В учебном курсе используются разные формы представления учебного материала и контроля знаний: тексты всех форматов, графика, мульти и гипермедиа, индивидуальные задания, учебные семинары, тесты всех видов.

Одной из разновидностей интерактивного процесса освоения знаний, предусмотренных программой Интернет - курса , предназначенной для общения студентов, является групповой проект. Он объединяет совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность студентов, организованную на основе интерактивного взаимодействия, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Система ГЕКАДЕМ позволяет обеспечить удобную совместную работу группы, используя современные информационные технологии.

Групповой проект представляет собой совместную работу, осуществляемую несколькими студентами по выбранной ими теме. В процессе групповой работы осуществляется три взаимосвязанные функции: корректирующая, обучающая и контролирующая. Результаты выполнения группового проекта впоследствии обобщаются группой в продукт, сочетающий как индивидуальный, так и групповой вклад в реализацию проекта.

Создание группового проекта. Разработчик учебного Интернет-курса имеет возможность создать один или несколько групповых проектов для любого учебного блока в подсистеме "Конструктор курса", указав тему и задание по каждому проекту. При этом для каждого проекта формируется семинар с указанной темой, библиотека и архив семинара.

Организация групповой работы над проектом. В учебном процессе участвует две стороны - студенты и преподаватели. В системе ГЕКАДЕМ соответственно их работу поддерживают подсистемы "Студент" и "Тьютор". В системе ГЕКАДЕМ студент выбирает для себя наиболее подходящий путь изучения из возможных, и работает в индивидуальном режиме в удобное время, следуя собственному темпу работы. Он выполняет индивидуальные задания, тесты, участвует в работе семинаров, может получить консультацию преподавателя, работать в групповых проектах, общаясь с сокурсниками. 

Тьютор - это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме, выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса.
Подсистема "Тютор" позволяет преподавателю удобно реализовывать все необходимые требования сопровождения Интернет - курса. Он имеет возможность контролировать процесс изучения курса каждого студента, оценивать выполненные им индивидуальные, групповые задания, его работу в семинарах и, при необходимости, оказывать ему помощь или давать совет. 

Принципиально важна организация интерактивного обучения, вовлечение студентов в активное обучение. Необходимо анализировать результаты усвоения знаний при различных видах занятий.
Рассмотрим работу над групповым проектом в каждой подсистеме.

Подсистема "Студент" в рамках групповой работы над проектом предоставляет участникам следующие средства: 

Выбор проекта. Студент выбирает тему проекта и просматривает состав участников, если таковые уже есть. (Рис. 1). 



Рис.1 Запись на групповой проект

Групповые дискуссии в телеконференции дают возможность обучаемым развивать мышление посредством оформления своих идей перед многочисленной группой Доступ к семинару имеют только члены группового проекта. Темы дискуссий могут задавать как сами участники проекта, так и преподаватель- тьютор, направляя и координируя работу в группе. Участники проекта могут поместить своё сообщение к обсуждаемой теме семинара, прочитать сообщения других участников.. 
Групповой архив проектов предоставляет пользователям группы возможность хранить файлы с проектами на странице групповой работы. Любой участник группы может отправить тьютору промежуточный файл с проектом. Он автоматически складывается в архив проектов. (Рис. 2)
В течение работы над групповым проектом происходит формирование своей групповой библиотеки. Участники проекта выкладывают туда интересные файлы, ссылки, чтобы другие члены группы пользовались этой информацией. 

Участники проекта могут создать или выбирать уже существующие разделы (папки). Вводить новые документы в библиотеку можно только по разделам. В рамках групповой библиотеки студенты могут просматривать и удалять документы. (Рис. 2)



Рис. 2 Общий вид страницы группового проекта

Подсистема "Тьютор". При проверке группового задания преподаватель может видеть состав участников всех групповых проектов данного Интернет- курса. Он может менять состав, переводя членов группы из одного проекта в другой по просьбе студента. 

Преподаватель следит за дискуссией и может принять в ней участие, а также ответить на любой запрос члена команды. Просматривая состав рабочей библиотеки проекта, преподаватель может ее пополнить, или прокомментировать имеющиеся в ней материалы . Но, конечно, главная забота - контролировать выполнение проекта, поверяя выполненные работы по проекту.

Автоматическое документирование позволяет преподавателю и студентам, участникам группового проекта, видеть свой вклад в общее дело.

Виртуальный офис. На основе рассмотренного подхода в лаборатории информационных технологий ИГУ разрабатывается такая система для выполнения совместных исследовательских и образовательных проектов. Каждый проект посвящен конкретной теме, они группируются по направлениям и, таким образом, образуют двухуровневую иерархическую структуру. При этом проект может быть совместным для нескольких направлений.

Управление проектами по направлениям ведет координатор направления, при формировании проекта по своему направлению он назначает руководителя конкретного проекта. Руководитель проекта формирует команду участников проекта, при этом различаются закрытые и открытые проекты. Заявления для участия в открытых* проектах может подать любой желающий, а в закрытые проекты участников назначает руководитель. Обеспечивается повышенный уровень безопасности закрытых проектов. 

Состав проекта. Проект может включать следующие компоненты:

Перечень работ первоначально формируется при создании проекта, но в дальнейшем может корректироваться. По каждой работе указывается форма результата и может быть назначен ответственный исполнитель из числа участников команды проекта.

График выполнения работ. По каждой работе должен быть указан срок её окончания, не превышающий срок жизни проекта. Согласование и синхронизация графиков работ по проекту исполняются руководителем проекта, который использует необходимый инструментарий: указать зависимые работы и допустимое время сдвига по графику. Тогда на основе ярусно-параллельного представления процессов автоматически формируются набор графиков исполнения работ [6]. Руководитель проекта имеет возможность следить за соблюдением графика и, при необходимости, вносить корректировки.

Библиотека материалов проекта. Все участники проекта могут размещать в библиотеке материалы для совместного пользования в любом формате. Библиотека может быть структурирована по разделам.

Семинар. Семинар реализован в форме телеконференции. Все участники проекта равны и могут заявлять новые темы для обсуждения по тематике семинара или участвовать в обсуждении тем, предложенных другими участниками. Следует отметить, что семинар является мощной организующей компонентой всего проекта. 

Архив проекта. Материалы, потерявшие свою актуальность, промежуточные отчету по проекту могут быть помещены в архив руководителем проекта . В случае надобности он может вернуть их в библиотеку рабочих материалов.

Отчет. Результаты работы по проекту образуют итоговый отчет, который может ссылаться на материалы из библиотеки.

Вся работа по проектам протоколируется, отработанные проекты переносятся в архив проектов. Наличие развитой базы данных по проектам позволяет проводить работу по анализу совместной деятельности в разных аспектах.

В настоящее время разработана опытная версия системы управления совместными проектами V-OFFICE, которая работает на сайте edu.buk.irk.ru 

Для эффективной работы системы V-OFFICE используется трехзвенная архитектура клиент - сервер приложений - сервер баз данных. Технология виртуального офиса дает возможность участникам совместных проектов работать с любого рабочего места, подключенного к Интернет.. В качестве программы-клиента в системе работает стандартный Web-браузер.

Хранение данных и доступ к ним в системе системы V-OFFICE обеспечивает сервер базы данных Postgres, средства которого позволяет эффективно реализовать концептуально-логическую модель данных системы.

Инструментом для создания сервера приложений стал язык PHP.

Литература

  1. Групповая работа в сети (Технологии и программные средства Groupware) Под редакцией проф. И.А. Цикина А.Б. Никитин, А.А. Поляков, Н.К. Розова,В.С. Синепол, В.А. Сороцкий, И.А. Цикин - М., МЦНТИ, 2002. - 248 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.- 272с.
  3. Усков В.Л., Ускова М. Информационные технологии в образовании // Информационные технологии. - 2002. - ? 1. с. 31 -37
  4. Курганская Г.С. Дифференцированная система обучения через Интернет - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2000. - 103 с
  5. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ ?2001611742. Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент)
  6. Поспелов Д.А. Введение в теорию вычислительных систем. - М.: Сов. радио, 1972.- 280с.