Применение системы тестирования слушателей, как важного метода контроля знаний

Юдалевич Н.В.
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ИГУ

Есть такое замечательное высказывание: "Практика без теории слепа, теория без практики беспредметна". Что же это означает? Как эту гениальную мысль мы применяем в процессе обучения? После проведения опроса среди студентов и преподавателей г. Иркуска выясняется, что большинство предметов преподается по стандартной схеме: лекции+семинары+практика => зачет или экзамен. При этом подавляющее большинство придерживается стандартной и старой как мир схемы. Слушателю начитывается определенное количество теоретического материала, а затем в ходе личной беседы (экзамена) выясняется, что же слушатель уловил из прочитанного. И в результате на основании услышанного, используя личный преподавательский опыт и интуицию преподаватель выставляет слушателю оценку. Все это, безусловно, хорошо, но: Возникает ряд проблем, с которыми, наверняка, сталкивался каждый преподаватель.

Проблема первая: Как правило, на экзамене слушателю дается один билет, состоящий из пары-тройки теоретических и одного практического вопросов. И из того факта, что слушатель ответил на билет вовсе не означает, что он владеет всем материалом (отсюда и идет мнение об экзамене как о некой лотерее). Некоторые преподаватели решают эту проблему "просто": гоняют каждого студента по всему материалу, превращая экзаменационный день в недельное почти круглосуточное бдение. Конечно же, такое решение проблемы не оказывает положительного влияния ни на здоровье преподавателя, ни на здоровье и психику экзаменуемого, и к тому же отнимает массу драгоценного времени.

Проблема вторая: После того, как преподаватель, основываясь, как уже было сказано, на собственном опыте ставит слушателю оценку, может возникнуть несколько ситуаций:

Какого рода конфликт возникает во второй ситуации?

То есть в том и в другом случае есть несоответствие между мнением преподавателя и мнением студента, а разрешить это несоответствие невозможно, поскольку мнение каждого не поддается формализации и нельзя с точностью доказать кто прав, а кто не прав.

Здесь, вероятно, на помощь может прийти такой удобный и довольно часто используемый метод, как тестирование слушателей. Но не совсем в обычном своем применении.

Во-первых, тестирование - это не панацея от всех бед и он не заменит собственно экзамена, но использовать систему тестирования по ключевым моментам и основным понятиям курса в качестве допуска к экзамену можно. Это облегчит задачу экзаменатора, позволит ему не заострять внимание на знании слушателем определений и базовых понятий, а заняться исследованием глубины знаний слушателя.

Во-вторых, тестирование можно применять в методических целях, для коррекции работы самого преподавателя. Для этого можно использовать технологию предварительного тестирования. Дать финальный тест перед началом занятий и оценить результаты. В идеале (если курс и сам тест составлены корректно) результаты должны быть нулевыми. Это будет означать, что мы будем учить людей тому, чего они пока не знают. Если же результаты в большинстве своем положительные, то это может означать, что либо учить данный контингент этой дисциплине нет необходимости, либо программа курса составлена слабо или неудачно. Кроме того, с помощью данного метода можно определить, какие раздеты и темы хуже воспринимаются слушателями, а какие лучше и на основании этого скорректировать структуру курса.

В-третьих, необходимо систему тестирования возвести в ранг обычной, точнее сказать привычной, системы оценивания знаний, чтобы у слушателей не возникало психологического барьера, боязни тестирования и неприятия его как формы контроля знаний.

В-четвертых, каждому преподавателю нужно для себя решить, что именно он хочет проверить с помощью тестирования. Здесь могут быть следующие варианты: