Система on-line тестов в системе дифференцированное обучение через Интернет

Юдалевич Н.В.
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ИГУ

Подсистема "Конструктор курсов" системы дифференцированного обучения через Интернет, дополнительно к основным возможностям, включает также систему формирования on-line тестов для того, чтобы студенты после изучения материала конкретного учебного блока (см. Архитектура системы "Конструктор курсов" в системе "Дифференцированное обучение через Интернет") могли пройти тест, результаты которого, за некоторым исключением, подсчитываются самой системой, после чего студенты могут немедленно перейти к изучению следующего учебного блока даже в том случае, если у блока тип контроля синхронный.

При разработке on-line тестов разработчик курса может создать тест одного из четырех типов:

При создании теста типа "Да/Нет" преподавателю необходимо последовательно вводить вопросы, одновременно указывая правильный вариант ответа, который пользователь на экране не видит.

Тест типа "Упорядочивание списка" целесообразен в тех случаях, если студент должен установить правильный порядок действий из списка предложенных. В этом случае вначале вводится текст вопроса, а затем список действий с указанием места каждого действия в правильной последовательности. При прохождения теста порядок представленной последовательности выдается случайным образом, что позволяет создать некоторую защиту от списывания.

Тест типа "Ввод свободного ответа" - это единственный тип теста, при котором не производится автоматический подсчет результата, и Тыотору самому приходится проверять, как студент выполнил тест, и какого балла он заслуживает. Система автоматической проверки не реализована из-за необходимости работы со словарями, разбором слов и т.д.

И последний тип теста - это "Multiple choice". В данном типе теста реализована возможность выбора одного или нескольких правильных ответов из списка предложенных. В случае, если преподаватель создает вопрос с одним правильным ответом, ему необходимо вначале ввести текст вопроса, а затем ввести список вариантов ответов с указанием для каждого варианта верный он или не верный. В случае вопроса с несколькими правильными ответами преподавателю предоставляется возможность определить вес каждого правильного ответа (один из правильных вариантов может быть более важным, а остальные менее). Если преподаватель не хочет расставлять веса или считает их равноценными, система сама равномерно распределяет веса между правильными ответами. При прохождении теста последовательность вариантов ответов выдается случайным образом, чтобы создать некоторую защиту от списывания.

При добавлении вопросов разработчику предоставляется возможность как ввода нового вопроса, так и возможность выбора текста вопроса из базы ранее созданных вопросов.

Кроме того, в системе предусмотрена возможность редактирования и/или удаления вопроса, переименования теста, его удаления и многие функции.

После завершения разработки теста , его необходимо сохранить в базе, после чего он встраивается в учебный курс.

Как и "Конструктор курсов" система разработки тестов основана на технологии клиент-сервер. На сервере установлено программное обеспечение: сервер баз данных Postgres, а для разработки программ используется язык PHP/FI. Запросы к базе данных осуществляются с помощью языка обработки запросов. Выбранные программные средства обусловлены стремлением предъявления минимальных требований к пользователю, которому для работы необходим только стандартный браузер.